Распределение семантических полей и социальных групп в двумерном пространстве*

На рисунке видно, что ось OX может быть определена как шкала, фиксирующая уровень квалификации: слева – начальная (магистранты), справа – наиболее высокая (профессора). Центр шкалы соответствует квалификации доцентов.

Ось OY интерпретируется сложнее, так как ее основу составляют многочисленные семантические поля, неоднородно распределенные в данном признаковом пространстве. В области центра оси OY располагаются поля, в наибольшей мере относящиеся к профессиональной деятельности лингвиста. Так, поле ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА характеризует профессиональную деятельность как таковую, поэтому располагается наиболее близко к центру графика (0; 0). Вокруг данного поля располагаются и другие поля, раскрывающие содержание деятельности лингвиста: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, ИНСТРУМЕНТЫ, МЕТОДЫ, ЗНАНИЕ.

Сверху от данной области находятся семантические поля, характеризующие профессиональную (научную и образовательную) деятельность и ее результаты: УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ и др. Напротив, в нижней части графика (по оси OY) располагаются поля, связанные с субъективным переживанием, осмыслением и оценкой окружающей действительности: ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ СФЕРА, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА. Заметим, что в качестве основы для интерпретации осей признакового пространства учитываются в первую очередь высокачастотные семантические поля. Низкочастотные поля могут либо встраиваться в логику интерпретации (например, поле ФИЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ, расположенное в нижней части оси OY), либо игнорировать ее (например, поле «Я» в верхней части графика). Поэтому ось OY можно интерпретировать как шкалу объективации: от субъективных переживаний/осмыслений/оценок к объективированию их в деятельности и далее – в результатах этой деятельности.

Интересно, что поля ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА и РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ не связаны непосредственно: интеллектуальная деятельность мыслится вне конечной объективации (например, в виде научных статей). Она гораздо шире, охватывает не только собственно научную деятельность; скорее ее можно понять как определенный ОБРАЗ ЖИЗНИ, создающийся ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ СФЕРОЙ и ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРОЙ.

Противопоставление двух групп респондентов (докторов и кандидатов наук) – это противопоставление двух образов профессиональной деятельности, тех доминант, которые создаются и осознаются наиболее значимыми. В этой связи интересно, что область субъективного начала, характерная для докторов наук, преломляется в объективный надличностный ОБРАЗ ЖИЗНИ; и наоборот, область объективного, репрезентирующая образ профессии у кандидатов наук, в своей крайней точке субъективируется в семантическом поле «Я».

Что касается группы магистрантов, то для них характерно только погружение в ПРЕДМЕТНУЮ ОБЛАСТЬ и РЕЧЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Остальные аспекты профессиональной деятельности, как объективные, так и субъективные, данная группа еще не включила в свое жизненное пространство.


* Расстояние между данными одного типа свидетельствует о качестве связи между ними: чем меньше расстояние, тем связь сильнее, чем больше – тем слабее; сила связи между данными разных типов устанавливается на основе размера угла, вершина которого расположена в центре тяжести графика (точке пересечения осей), а лучи проходят через две точки, обозначающие разные типы данных. Острый угол свидетельствует о положительной корреляции (чем меньше угол, тем выше корреляция); тупой угол – об отрицательной корреляции; прямой угол – об отсутствии корреляции. Важным аспектом интерпретации графика является определение спецификации осей (OX и OY).