Рис. 1. Графосемантическая модель образа профессиональной деятельности на основе категорий теории деятельности у филологов*

На графе видно, что все категории объединены связями в единое целое. У филологов самые сильные связи образует категория ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (которая является центральной в структуре образа профессии) с категориями УСЛОВИЯ ТРУДА, ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СУБЪЕКТЫ, СРЕДСТВА ТРУДА и ПРЕДМЕТНОСТЬ. Сильные связи обнаруживаются также между категориями СРЕДСТВА ТРУДА и ПРЕДМЕТНОСТЬ, СУБЪЕКТЫ и УСЛОВИЯ ТРУДА.

На графе выделяются 2 кластера. Первый (малиновый) формируется вокруг категорий ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УСЛОВИЯ ТРУДА, СУБЪЕКТЫ и ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; к нему примыкают категории, касающиеся целей, мотивов и оценки деятельности, а также социокультурного контекста деятельности. Второй (голубой) формируется категориями СРЕДСТВА ТРУДА и ПРЕДМЕТНОСТЬ.

Наиболее сильная связь между кластерами обеспечивается связями категорий СРЕДСТВА ТРУДА и ПРЕДМЕТНОСТЬ с категорией ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Таким образом, в целом образ профессии в ментальном лексиконе филологов в терминах теории деятельности формируется как соотношение разных видов деятельности в определенной предметной области, в которую включены определенные субъекты и которая протекает в определенных условиях (включая социокультурный контекст).

 

Рис. 2. Графосемантическая модель образа профессиональной деятельности на основе категорий теории деятельности у физиков*

На графе видно, что все категории объединены связями в единое целое и структура связей категорий теории деятельности в образе профессии у физиков в целом похожа на структуру связей категорий в образе профессии у филологов: самые сильные связи образует категория ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (которая является центральной в структуре образа профессии) с категориями УСЛОВИЯ ТРУДА, ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СУБЪЕКТЫ, СРЕДСТВА ТРУДА. Сильные связи обнаруживаются также между категориями СРЕДСТВА ТРУДА и ПРЕДМЕТНОСТЬ, СУБЪЕКТЫ и ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

На графе выделяются 2 кластера. Первый (малиновый) формируется вокруг категорий ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УСЛОВИЯ ТРУДА, СУБЪЕКТЫ и ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; к нему примыкают категории, касающиеся целей, мотивов и оценки деятельности, а также социокультурного контекста деятельности. Второй (голубой) формируется категориями СРЕДСТВА ТРУДА и ПРЕДМЕТНОСТЬ.

Наиболее сильная связь между кластерами обеспечивается связями категорий СРЕДСТВА ТРУДА и ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Таким образом, в целом образ профессии в ментальном лексиконе физиков в терминах теории деятельности формируется как соотношение разных видов деятельности, осуществляемой определенными средствами в определенной предметной области, при этом деятельность в определенных условиях и подразумевает определенные этапы.

 

Рис. 3. Графосемантическая модель образа профессиональной деятельности на основе категорий теории деятельности у медиков*

На графе видно, что все категории объединены связями в единое целое, а структура связи категорий теории деятельности в образе профессии у медиков значительно отличается от структуры связей категорий в образе профессии у физиков и филологов: самые сильные связи образует категория СУБЪЕКТЫ (которая является центральной в структуре образа профессии) с категориями УСЛОВИЯ ТРУДА, ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и СРЕДСТВА ТРУДА.

Кластеров в графе не выделяется, вся область предстает как единое целое.

Таким образом, в целом образ профессии в ментальном лексиконе медиков в терминах теории деятельности формируется как представление о субъектах (субъектах деятельности и субъектах, на которых направлена деятельность), оценке деятельности, а также условиях труда.

 

Рис. 4. Графосемантическая модель образа профессиональной деятельности на основе категорий теории деятельности у докторов наук*

На графе видно, что все категории объединены связями в единое целое. Самые сильные связи образуют категории ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (которая является центральной в структуре образа профессии) и УСЛОВИЯ ТРУДА, а также ПРЕДМЕТНОСТЬ и СРЕДСТВА ТРУДА. Сильные связи обнаруживаются также между категориями с категориями ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и СРЕДСТВА ТРУДА, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и СУБЪЕКТЫ.

На графе выделяются 2 кластера. Первый (малиновый) формируется вокруг категорий ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УСЛОВИЯ ТРУДА, ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и СУБЪЕКТЫ; к нему примыкают категории, касающиеся оценки деятельности. Второй (голубой) формируется категориями СРЕДСТВА ТРУДА и ПРЕДМЕТНОСТЬ.

Наиболее сильная связь между кластерами обеспечивается связями категорий ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и СРЕДСТВА ТРУДА.

Таким образом, в целом образ профессии в ментальном лексиконе докторов наук в терминах теории деятельности формируется как соотношение разных видов деятельности, осуществляемой субъектами в определенных условиях в определенной предметной области.

 

Рис. 5. Графосемантическая модель образа профессиональной деятельности на основе категорий теории деятельности у кандидатов наук*

На графе видно, что все категории объединены связями в единое целое, а структура связей категорий теории деятельности в образе профессии у кандидатов наук значительно отличается от структуры связей категорий в образе профессии у докторов наук: самые сильные связи образует категория ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (которая является центральной в структуре образа профессии) с категориями УСЛОВИЯ ТРУДА, СУБЪЕКТЫ и ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Кластеров в графе не выделяется, вся область предстает как единое целое.

Таким образом, в целом образ профессии в ментальном лексиконе кандидатов наук в терминах теории деятельности формируется как представление о разных видах деятельности, выполняемых субъектами и разлагающихся на различные этапы.

 

Рис. 6. Графосемантическая модель образа профессиональной деятельности на основе категорий теории деятельности у информантов без ученой степени*

На графе видно, что все категории объединены связями в единое целое, а структура связей категорий теории деятельности в образе профессии у информантов без ученой степени значительно отличается от структуры связи категорий в образе профессии у докторов и кандидатов наук: самые сильные связи образуют категории СУБЪЕКТЫ, ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УСЛОВИЯ ТРУДА и СРЕДСТВА ТРУДА. Остальные категории группируются вокруг этого ядра.

Кластеров в графе не выделяется, вся область предстает как единое целое.

Таким образом, в целом образ профессии в ментальном лексиконе информантов без ученой степени в терминах теории деятельности формируется как представление о субъектах оперирующих средствами труда в определенных условиях, при этом важна оценочная характеристика деятельности.

 

Рис. 7. Графосемантическая модель образа профессиональной деятельности на основе категорий теории деятельности у мужчин*

 На графе видно, что все категории объединены связями в единое целое. Самые сильные связи образуют категории ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (которая является центральной в структуре образа профессии) с категориями УСЛОВИЯ ТРУДА и ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, а также категории ПРЕДМЕТНОСТЬ с категорией СРЕДСТВА ТРУДА. Сильные связи обнаруживаются также между категориями с категориями СУБЪЕКТЫ и УСЛОВИЯ ТРУДА

На графе выделяются 2 кластера. Первый (малиновый) формируется вокруг категорий ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и УСЛОВИЯ ТРУДА; к нему примыкают категории, касающиеся выделения этапов деятельности и ее оценки. Второй (голубой) формируется категориями ПРЕДМЕТНОСТЬ и СРЕДСТВА ТРУДА.

Наиболее сильная связь между кластерами обеспечивается связями категорий ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и СРЕДСТВА ТРУДА.

Таким образом, в целом образ профессии в ментальном лексиконе мужчин в терминах теории деятельности формируется как соотношение разных видов деятельности, осуществляемой в определенных условиях определенными средствами, связанными с предметом деятельности.

 

Рис. 8. Графосемантическая модель образа профессиональной деятельности на основе категорий теории деятельности у женщин*

На графе видно, что все категории объединены связями в единое целое, а структура связей категорий теории деятельности в образе профессии у женщин отличается от структуры связи категорий в образе профессии у мужчин: самые сильные связи образует категория ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (которая также, как и у мужчин, является центральной в структуре образа профессии) с категориями СУБЪЕКТЫ, УСЛОВИЯ ТРУДА и ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Кроме того, сильные связи образуют категории ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и СРЕДСТВА ТРУДА, а также СУБЪЕКТЫ и ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Кластеров в графе не выделяется, вся область предстает как единое целое.

Таким образом, в целом образ профессии в ментальном лексиконе женщин в терминах теории деятельности формируется как представление о субъектах выполняющих определенные виды деятельности в определенных условиях, соблюдая определенные этапы действий. Интересно, что категория ПРЕДМЕТНОСТЬ не играет особой роли в структуре образа профессии у женщин.

 

Рис. 9. Графосемантическая модель образа профессиональной деятельности на основе категорий теории деятельности у информантов 25–39 лет*

На графе видно, что все категории объединены связями в единое целое. Самые сильные связи образует категория ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (которая является центральной в структуре образа профессии) с категориями СУБЪЕКТЫ, УСЛОВИЯ ТРУДА и ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Кроме того, сильные связи образуют категории СУБЪЕКТЫ и УСЛОВИЯ ТРУДА.

Кластеров в графе не выделяется, вся область предстает как единое целое.

Таким образом, в целом образ профессии в ментальном лексиконе информантов 25-39 лет в терминах теории деятельности формируется как представление об определенных видах деятельности, выполняемых субъектами в определенных условиях, соблюдая определенные этапы действий. Категория ПРЕДМЕТНОСТЬ не играет особой роли в структуре образа профессии у младшей группы информантов.

 

Рис. 10. Графосемантическая модель образа профессиональной деятельности на основе категорий теории деятельности у информантов 40–59 лет*

На графе видно, что все категории объединены связями в единое целое. Самые сильные связи образуют категории ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с категориями УСЛОВИЯ ТРУДА, СРЕДСТВА ТРУДА и ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, категории ПРЕДМЕТНОСТЬ с категорией СРЕДСТВА ТРУДА, а также категорий СУБЪЕКТЫ и ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Сильные связи обнаруживаются также между категориями СРЕДСТВА ТРУДА и УСЛОВИЯ ТРУДА, с категориями СУБЪЕКТЫ и ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

На графе выделяются 2 кластера. Первый (малиновый) формируется тесно связанными между собой категориями ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УСЛОВИЯ ТРУДА, СРЕДСТВА ТРУДА и ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Второй (голубой) формируется категориями СУБЪЕКТЫ и ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, к которым примыкают категории, выражающие цель, мотивы деятельности и ее социокультурный контекст.

Наиболее сильная связь между кластерами обеспечивается связями категорий ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и УСЛОВИЯ ТРУДА с категорией СУБЪЕКТЫ.

Таким образом, в целом образ профессии в ментальном лексиконе средней возрастной группы в терминах теории деятельности формируется как представление о разных видах деятельности, осуществляемой в определенных условиях определенными средствами, связанными с предметом деятельности, субъектами, оценивающими эту деятельность и определенным образом мотивированными.

 

Рис. 11. Графосемантическая модель образа профессиональной деятельности на основе категорий теории деятельности у информантов 60–85 лет*

На графе видно, что все категории объединены связями в единое целое. Самые сильные связи образует категория ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (которая является центральной в структуре образа профессии) с категориями УСЛОВИЯ ТРУДА, ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и СУБЪЕКТЫ.

Кластеров в графе не выделяется, вся область предстает как единое целое.

Таким образом, в целом образ профессии в ментальном лексиконе информантов старшей возрастной группы (60–85 лет) в терминах теории деятельности формируется как представление об определенных видах деятельности, выполняемых субъектами в определенных условиях.


* Величина узла отражает объем семантического поля (чем больше узел, тем больше объем поля; ширина ребра – силу связи между полями (чем шире ребро, тем сильнее связь). Разными цветами отмечены разные кластеры в графе, вычисляемые на основе модулярности графа (аналога метода кластеризации).