Рис. 1. Графосемантическая модель образа профессиональной деятельности на основе семантических полей у филологов*

На графе видно, что все семантические поля объединены связями в единое целое. У филологов самые сильные связи образуют поля ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и СУБЪЕКТЫ. Сильные связи обнаруживаются также у поля ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕТЕЛЬНОСТЬ с полями ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ и УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

На графе выделяются 2 кластера. Первый (зеленый) формируется вокруг полей ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА; к нему примыкают семантические поля, описывающие научную работу и ее результаты, субъектов деятельности, профессиональное пространство, профессиональное общение и т.п. Второй (синий) формируется полями ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА и ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ СФЕРА, которые связаны с личной и духовно-нравственной сферами, развитием.

Наиболее сильная связь между кластерами обеспечивается связями полей ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА и ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ СФЕРА с полями ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СУБЪЕКТЫ.

Таким образом, в целом образ профессии в ментальном лексиконе филологов формируется как соотношение учебной и научной деятельности субъектов в определенной области, которая основывается на «идеальной» стороне – интеллектуальной и эмоционально-оценочной деятельности и имеет значение для личности.


Рис. 2. Графосемантическая модель образа профессиональной деятельности на основе семантических полей у физиков*

Наиболее сильные связи в профессиональном компоненте ментального лексикона физиков образуют поля ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА и ИНСТРУМЕНТЫ. Сильные связи обнаруживаются также у поля ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ СФЕРА с полями ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА,  ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА и ИНСТРУМЕНТЫ.

На графе выделяются 2 кластера. Первый (зеленый) кластер формируется вокруг полей ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА и ИНСТРУМЕНТЫ; к нему примыкают семантические поля, описывающие организационную деятельность, научную работу и ее результаты, профессиональное пространство и финансовую сферу. Второй (синий) кластер формируется полями ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ СФЕРА, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА и СУБЪЕКТЫ, которые связаны с временем, количеством, физическими ощущениями, миром вещей, а также духовно-нравственной сферой и развитием.

Наиболее сильная связь между кластерами обеспечивается связями полей ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ СФЕРА и с полями ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА и ИНСТРУМЕНТЫ.

Таким образом, в целом образ профессии в ментальном лексиконе физиков формируется как соотношение профессиональной и учебной деятельности, связанной с применением определенных инструментов, в заданной предметной области; данная деятельность основывается на интеллектуальной и эмоционально-оценочной деятельности субъекта, а также на изучаемом внешнем мире.

 

Рис. 3. Графосемантическая модель образа профессиональной деятельности на основе семантических полей у медиков*

Наиболее сильные связи в профессиональном компоненте ментального лексикона медиков образуют поля ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ СФЕРА и ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА. Сильные связи обнаруживаются также у поля с полями СУБЪЕКТЫ с полями ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ СФЕРА и ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА, а также у поля с полем ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА.

На графе выделяются 2 кластера. Первый (зеленый) кластер формируется вокруг полей ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ СФЕРА и ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА; к нему примыкают семантические поля, описывающие коммуникацию, профессиональное пространство, интеллектуальную сферу, активность и количество. Второй (синий) кластер формируется полями СУБЪЕКТЫ, ФИЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ и ИНСТРУМЕНТЫ, которые связаны с организационной деятельностью, методами, макропространством, временем, миром вещей и предметной областью.

Наиболее сильная связь между кластерами обеспечивается связями полей СУБЪЕКТЫ с полями ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ СФЕРА и ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА, а также у поля с полем ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА.

Таким образом, в целом образ профессии в ментальном лексиконе медиков формируется как соотношение профессиональной деятельности, оцениваемой с точки зрения морально-этических норм; данная деятельность основывается на контактах с субъектами, их физических ощущениях и вписана во внешние условия.


* Величина узла отражает объем семантического поля (чем больше узел, тем больше объем поля; ширина ребра – силу связи между полями (чем шире ребро, тем сильнее связь). Разными цветами отмечены разные кластеры в графе, вычисляемые на основе модулярности графа (аналога метода кластеризации).